Проект программы развития «Новой школы на Горском» «На пути к успеху» включает в себя введение, семь разделов и приложения. В Программе представлена информация о планировании и основных параметрах строящейся школы, ее социального окружения, что является основой для постановки целей и задач развития.
В разделе «Прогностическое обоснование программы» представлены основные тенденции развития образования в мире:
- разрушаются ценности и механизмы традиционного семейного воспитания;
- новый образ мира и его базовые ценности в значительной степени определяются СМИ, Интернетом, индустрией товаров и услуг;
- возрастают внутренние и внешние миграционные потоки;
- формируется новый уровень технологической компетенции;
- повышается ценность индивидуальности, креативности, прагматичности;
- возрастает потребность в «образовании в течение всей жизни» и навыков самообразования.
в нашей стране:
- высокий уровень заинтересованности государства в решении вопросов образования и воспитания,
- активная законотворческая деятельность в сфере образования, инициирование изменений «сверху»,
- развитие образования как открытой государственно-общественной системы,
- повышение социального статуса учителя, усиление государственной и общественной поддержки системы образования;
- формирование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов в образовательные организации.
В разделе кратко описаны основные ожидания разных социальных заказчиков к системе российского образования. Представлены возможные ресурсы для реализации этих ожиданий:
- инициатива и творческий потенциал школ и педагогов,
- российские образовательные технологии,
- система дополнительного образования,
- принцип общественно-государственного управления,
- семья.
В разделе «Концепция проекта программы развития» определена основная цель ее разработки - формирование целостного представления о новой образовательной организации, соответствующей современными требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации и Новосибирской области в области образования. Так же сформулированы базовые идеи организации образовательного пространства и образовательного процесса в новой школе:
- качество образования, определяющееся перспективными задачами развития общества и экономики, меняющимися запросами населения,
- максимальная реализация потенциала каждого ребенка на основе жизненных перспектив и самореализации,
- процессы воспитания и обучения, где наряду со знаниями, умениями и навыками особую значимость приобретают ценностные убеждения и опят позитивной деятельности,
- новые образовательные результаты, определяемые ФГОС, оцениваемые в рамках системы мониторинга, отражаемые в эффективных контрактах с педагогами.
Представлена таблица базовых ценностей новой школы для разных категорий участников взаимодействия:
личность: ее интересы, потребности, возможности, мотивы деятельности,
- взаимоотношения: система межличностных установок, ориентаций, ожидания в совместной деятельности,
- саморазвитие: постепенное проявление личностных возможностей, сознательное изменение,
- инновация: внедренные новшества, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов и результатов.
Исходя из вышесказанного определена миссия «Новой школы на Горском» - «создание условий максимального выбора, гарантирующих получение качественного образования, способствующих формированию здоровой, активной, социально-полезной личности, позволяющих проявлять и реализовывать потенциал всех участников образовательного процесса».
В рамках программы развития предложены 2 базовых мероприятия по 3 проекта в каждом:
Мероприятие 1: Формирование образовательного пространства.
Проект 1.1 «Коллектив единомышленников».
Проект 1.2 «Школьная среда».
Проект 1.3 «Управление качеством».
Мероприятие 2: Формирование воспитательного пространства.
Проект 2.1 «Школа в школе».
Проект 2.2 «Мы - партнеры».
Проект 2.3 «Коуч-менеджмент».
В разделе «Организационная культура школы как открытой социальной системы» представлены элементы 4 базовых организационных культур, которые могут быть использованы для различных аспектов функционирования школы. Кроме того, дано понимание открытости системного пространства школы:
– расширение социальных контактов школы с семьей;
– взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, другими социальными институтами;
– интеграция усилий педагогов с широким кругом общественников: выпускниками школы, ветеранами, работниками культуры, спорта, жителями жилмассива;
– сотрудничество педагогического и детского коллективов с различными творческими коллективами;
– вынесение уроков, внеурочных занятий за пределы школы: в мастерские, лаборатории, на природу, в город;
- наличие органов общественно-государственного управления, органов самоуправления учащихся;
- наличие сайта школы с возможностями реализации краудсорсинга.
В разделе «Управление в школе» представлена общая модель организации управления, с высокой долей коллегиальности. Особое внимание в разделе уделено организации методической работы по формированию педагогического коллектива.
В разделе «Целевые показатели реализации программы» представлены общие показатели функционирования школы в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 г. № 14, а так же предложен спектр показателей по задачам проектов основных мероприятий проекта программы.
В разделе «Этапы реализации» представлена схематическая разбивка деятельности по этапам с наибольшим внимание на первом в связи с его особой значимостью в процессе реализации основных идей проекта. Новая школа будет формироваться, прежде всего, по социальному запросу родителей к предпочтительным формам учебной и внеурочной деятельности. В соответствии с этими запросами будет создаваться образовательная программа для всех уровней обучения, будут подбираться педагогические кадры, готовые к решению поставленных родителями проблем, формироваться материально-техническая база для максимальной возможности реализации личностного потенциала будущих учащихся.
Матрица деятельности, апробированная в организационный период, затем будет реализована как модель функционирования, основанная на проектной технологии и широком использовании методов общественно-государственного управления и краудсорсинга.
Материалы приложений дополняют информацию и идеи, упомянутые в основном тексте проекта.
|