Учитель - всегда ученик

Суббота, 18.05.2024, 21:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Ноябрь » 2 » Юбилей А.И.Райкина: мысли о воспитании
10:59
Юбилей А.И.Райкина: мысли о воспитании

Как часто в сегодняшней нашей жизни мы используем «все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно». Говорим ли мы о модернизации образования, о повышении заработной платы учителей, о новых стандартах и первых результатах его внедрения, о новом законе «Об образовании», вообще о ситуации в образовании. Недавно отмечался юбилей А.Райкина. Заново просматриваю театральную миниатюру «О воспитании детей» и вдруг ловлю себя на мысли – а ведь и правда не смешно. Тем более что проблемы, о которых говорил Аркадий Исаакович в далеких теперь уже 70-х практически не изменились.

«Как избежать влияния улицы, если вокруг сплошные улицы?»

То, что раньше было признаком дурного тона – ругательства, нецензурные выражения, грубость, пошлость, то, что считалось нормой улицы, причем в самом ее худшем проявлении – подворотни, теперь обыденность. Программы и фильмы на телевидении точно передают смысл и интонации, формы и их разнообразие в языке улиц. Теперь родители разговаривают с детьми на таком языке, взрослые на улице активно используют этот новый русский язык, даже президент обещает «вынуть из пищевода».

А потом… дети в школе часто не понимают, за что им делают замечания. Считают себя «униженными и оскорбленными», и как следствие – по правилам подворотни – бьют ножом в спину.


«А может их драть? Нас-то драли и ничего – целое поколение выросло»

Вот их и дерут. Дома. Родные родители. Причем так, что потом в школе приходится оформлять документы на освидетельствование и передавать участковому и прочим ответственным инстанциям. А новое поколение уже растет, принимая побои как очередную новую норму. Бьют везде – на экране телевизора, в компьютерных играх, дома, значит – такова жизнь.

А потом ... дети бьют одноклассников за «чё так смотришь», за «не дал списать», за «просто так». Поднимают руку на учителей за «нечестную оценку», за «звонок родителям» и тоже за «просто так».


«Главное, человека родить. А дойти он должен сам до всего. Вот я – пить, курить, говорить начал одновременно»

Много таких родителей стало. Они сами росли в лихие 90-е. Когда старые нормы ломались быстрее, чем появлялись новые. А новые менялись так быстро, что не успевали быть усвоенными. Тогда их родители бывали дома редко, зарабатывали, крутились, пробовали, приноравливались в новых экономических условиях рыночной, а точнее базарной, экономики. Времени на детей катастрофически не хватало.

А потом … дети не принимают их как носителей поведенческой и образовательной нормы, потому как нормы-то той нет. В школе бесполезно стало говорить, что «о курении будет сообщено родителям». Ответ прост: «Мама знает.»


«Как же нам с ними бороться, с нашим светлым будущим?»

Откуда у них спиртные напитки и сигареты, которые по закону не должны им продавать? Почему они после 10 часов бывают на дискотеках и барах? Как выдаются лицензии на образовательную деятельность организациям, не имеющим к этому никакого отношения? В отчетности, борьба с противоправными действиями и содействие исполнению законов ведется на «хорошо» и «отлично», но только в первые месяцы после их введения. Дальше – по накатанной: законов много, за всеми не уследишь.

А потом … дети рассказывают на уроке МХК, как они с родителями «каждый новый год гонят самогонку и идут потом на елку». И не понимают, почему учитель в шоке от таких простых вещей. Не понимают, когда их вызывают к социальному педагогу для разговора по поводу «фальшивых купюр в школьной столовой».


«Любое воспитание – это насилие. Человек должен расти на свободе!»

Только вот свободы опять ощущается дефицит. Приняла школьная общественность решение о 5-дневке, а городским органам управления это не выгодно: показатели портятся, программы для бухгалтерии исправлять надо, и переводят они школу принудительно на 6-дневку, чтобы «как все». Спланировали дети с классным руководителем свою работу на месяц/четверть, а им – приказ из города/области: «Провести мероприятия на тему – какую требуется - и отчитаться в положенные сроки».

А потом … дети понимают: у кого власть, у того сила. Вот они и устанавливают свои порядки, чтобы быть этой силой. И свободу воспринимает только как «реализацию вертикали власти» - чем ты выше в иерархии, тем сильнее.


«Может быть, есть и другие методы воспитания. Но для этого нужны другие и люди, и время, и деньги..»

Да только, где же их взять – и тех, и других, и третьих. Говорят о привлечении преподавателей из ВУЗов, а их категории и аттестации в школьном отделе кадров «не катят». Пишут из областного министерства о «более 500 тысяч рублей для вашей школы на улучшение МТБ в 2011 году», а вот уже ноябрь месяц и ни копейки. В государственных органах говорят об интенсификации инновационных процессов, а в областную программу информатизации вносят норматив скорости интернета – 128Кб/сек.

А потом … дети выбирают клубы и бары, потому что там «все круто». Идут на репетиторство к тем же учителям домой, потому что возможности домашнего интернета и домашнего компьютера значительно превосходят школьные, да и электронные учебники и виртуальные лаборатории по всем предметам под Линукс так и не созданы.


«Удивляюсь я вам – мужчинам. Вот так - кто свиснет, кто брякнет, кто шмякнет, вместе получается воспитание. А может лучше всего – родная мама!»

Обратили внимание, чем выше начальство в системе образования, тем меньше там женщин, которые собственно и работают в этой системе? И закон «Об образовании» пишут мужчины. Может поэтому многие статьи имеют очень расплывчатые формулировки – мужчины видят в целом. А женщины будут думать в деталях на местах – как обеспечить выполнение закона, привлекая общественность и другие заинтересованные организации.

А потом … дети четко знают, что школь только ДОЛЖНА, а они с родителями ИМЕЮТ ПРАВО. В том числе и на судебные иски по поводу «мозолей от физкультуры».


«А я вот спрошу вас: с кем быть ребетенку-то?»

Оказались наши дети заложниками «системы мер», «системы воспитания», «системы методов и приемов», «системы государственного регулирования». Просто СИСТЕМЫ. А в ней нет места ни душе, ни сердцу, ни любви, ни пониманию. Только ДОЛГ, ОБЯЗАННОСТЬ, ЗАКОННЫЕ МЕРЫ.


А может, действительно, родные мама и папа должны взять полную ответственность за своего ребенка:

- научить его вести себя в обществе, слушать и понимать, обсуждать и размышлять, адекватно реагировать на различные ситуации в жизни,

- дать ему опыт внимательного и вдумчивого чтения, корректного поведения в конфликтных ситуациях, здорового образа жизни.

Может нам всем пора вспомнить, что родители и школа – это помощники друг другу, а потому и требования у них должны по большинству вопросов совпадать:

- нам нужны грамотные, образованные люди, умеющие мыслить и генерировать новые идеи,

- нам нужны здоровые поколения продолжателей наших дел, умеющие работать не только головой, но и руками,

- нам нужны люди с открытой душой, с трепетным сердцем, с теплыми руками.

Может и школе пора призадуматься, что мир вокруг изменился уже так серьезно, что все прежнее – хорошее, добротное, традиционное – уже не может дать те результаты, которых от нас ждут.

И посмотреть еще раз старые записи великого Артиста. И послушать внимательно его смешные слова. И посмотреть при этом в его грустные глаза.

Просмотров: 805 | Добавил: Smarty | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930