Учитель - всегда ученик

Суббота, 18.05.2024, 23:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2009 » Декабрь » 12 » Моя педагогическая философия
15:49
Моя педагогическая философия

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной останется роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопросы: Как жить? Зачем жить? Самым подходящим образом для педагогической деятельности, по-моему, является ПУТЬ. Конфуций говорил: «У человека есть три пути: первый, самый благородный - размышление, второй, самый легкий - подражание, третий, самый горький - опыт». Учитель идет самым трудным, своим опытом он открывает ПУТЬ своим ученикам, помогает им сориентироваться на собственных путях и дорожках к реализации личных целей. 

Вся важность и серьезность педагогического труда заключена в этих словах. И сегодня, может более, чем всегда, время заставляет нас, обычных людей, призванных необычной профессией, становиться проводниками на пути в мир света и добра, в мир знания и науки.  

В любом деле решение - лишь начало. Выбирая профессию учителя, мы вряд ли думали о той безмерной ответственности за будущее, которая ляжет на наши плечи. Смысл образования ХХI века заключается в том, чтобы взрастить человека с личным суверенитетом, свободного и творческого, способного самоопределяться по общечеловеческим ценностям. Для этого человеку важно научиться понимать и принимать себя, определять перспективы своего самодвижения в развитии, видеть и использовать собственные интеллектуальные, эмоциональные, духовно-нравственные резервы, средства самоактуализации и самообновления. Легко ли это? Понятно ли до конца? 
Ведь каждый человек устроен удивительно! В каждом заключен мир. Скольких же миров касаемся мы – педагоги… Эти миры находятся в постоянном движении, изменении, развитии. Часто мы спешим, мимо многого проходим, многое не замечаем или как будто не замечаем. А надо бы заметить, остановиться. Ведь у нас на глазах формируется ЧЕЛОВЕК! 
Но, как говорится, сначала ты выбираешь путь, потом путь выбирает тебя. Я решила стать учителем, а потому я выбрала любовь к своим питомцам. В чем же проявляется эта любовь? Постоянное изучение детей и разумная организация их усложняющейся учебной и творческой, познавательной и трудовой деятельности. Желание и умение педагога научить, объяснить непонятное; поддержать каждую попытку ученика самостоятельно выделить и доказать тот или иной тезис. Любознательность, щедрость души, стремление поделиться с другими своими мыслями и переживаниями, готовность понять радость и горе каждого, постоянное внимание к детям, как к чему-то особенному, исключительному, неистощимый интерес к их внутреннему миру – вот важнейшие личностные качества, в которых реализуется любовь учителя. Если эти качества имеются, то профессиональные знания и умения могут совершать чудеса. Если же этих качеств нет, то никакая специальная подготовка не в силах сформировать личность истинного учителя.
Я иду в этом мире своим путем. Со мной рядом шагают мои ученики и их родители. Единение Я-личностного и Я-профессионального имеет немаловажное значение в нашем совместном путешествии к успеху. Реализацию современного психологического постулата: «Школьнику необходима помощь в становлении его как субъекта саморазвития!» я вижу в процессе нашей совместной деятельности, когда при этом происходит взаимовлияние и взаимоподпитка субъектов саморазвития. Я имею в виду не только субъект-субъектные отношения, к которым необходимо стремиться в процессе обучения. Такие отношения являются условием, но не результатом и даже не единственным средством развития в образовании. Педагог, реализуя себя в своей профессиональной деятельности, развивается как субъект и тем самым создает условия, чтобы в совместной с ним деятельности возникала возможность развития и у детей. 
Чтобы моим ученикам было интересно наше совместное движение, другим важным фактором моего профессионализма является компетентность в своем предмете. Для меня профессиональная компетенция подразумевает владение учителем новым содержанием образования, освоение новых отраслей знаний, искусства и информатики, различных педагогических технологий. Несомненно, важной частью профессионально-педагогической компетентности являются теоретические знания. Они в значительной мере определяют уровень профессионально-педагогической мобильности, под которой я понимаю способность педагога ориентироваться в быстро меняющейся социально-педагогической ситуации.
Мы проходим путь не просто рядом, а вместе, поэтому еще одним из важнейших качеств как учителя технологии, так и любого другого учителя является психологическая грамотность. Учитель должен уметь найти общий язык с любыми детьми, выработать такой индивидуальный стиль деятельности, который в большей мере способствовал бы плодотворной деятельности, глубокому усвоению учащимися теоретических знаний и практических навыков, а также творческому самовыражению личности каждого ученика. Но для того чтобы развивать творческие способности учащихся, учитель сам должен быть человеком творческим. 
Любой путь подразумевает общение. Поэтому я скажу и о таком элементе творчества, каким является культура речи учителя. Факторами, составляющими ее основу, являются не просто речевой слух, дикция и владение техникой речи, но в значительно степени начитанность, вербальная память, импровизационная способность, позволяющая разрешать сложнейшие проблемы общения. В.А. Сухомлинский писал: "Каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть словесником. Слово – наш важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь.”
Путь, устремленный к нашим целям, наше единственное будущее и единственное прошлое. У.А. Уорд сказал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Такого великого учителя обычно называют МАСТЕР. Понятие "мастерство” многомерно, однако, говоря об учительском мастерстве, я понимаю его как способность и умение педагога в короткий срок создать новое, самостоятельный и оригинальный подход к уже известному; способность в соответствии с изменяющимся миром перестроить свою работу. 
Мастерство учителя оценивается по конечному результату его труда – по степени подготовленности его воспитанников к продолжению образования, творческому труду, активному участию в жизни общества, по готовности продолжить свой путь самостоятельно. Учитель - это тот, кто, глубоко осознавая свою ответственность перед обществом, помогает своим ученикам открыть в себе мастера. «Чем больше учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей.» - писал Н.А. Добролюбов. 
Вы скажете, что слишком много требований к простому попутчику. Да, если вы таковым себя считаете. Но если каждая ваша встреча с ребенком озарена светом вашего будущего, если вы готовы «возжечь чистую лампаду» его души, если вы трепетно бережете право вашего ученика быть верным самому себе, то даже этого может оказаться мало. 
 Вы знаете, мне по-прежнему верится, 
Что если останется жить земля,- 
Высшим достоинством Человечества станут когда-нибудь учителя! 
В них будет мудрость талантливо дерзкая. 
Они будут солнце нести на крыле… 
Учитель – герой нашего времени,
Главный на этой земле! 

Просмотров: 745 | Добавил: Smarty | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031