Уважаемый Андрей
Сергеевич!
Два месяца
назад учитель в школе предложила мне
индивидуальные занятия по предмету
«Информационная грамотность». Я
согласилась, и мы выбрали тему «Щелкунчик».
Прочитали сказку, посмотрели мультфильмы
и балеты, прочитали о них, все, что смогли
найти. И вдруг перед новым годом узнаем
о конкурсе рецензий. Я учусь только во
2 классе, и я не знаю, как это сделать.
Поэтому я решила написать вам письмо о
том, что мне понравилось, и чего я не
поняла в вашем фильме.
«Добрый
вечер, доктор Фрейд! Давно не виделись!»
Честно сказать,
мы вообще не встречались с ним. Как и с
некоторыми другими персонажами вашего
фильма. Их так много, что я даже растерялась.
И даже тех, кого я узнала, совсем не
похожи на тех, кого я видела на страницах
сказки Э.Т.Гофмана, в балетах и мультфильмах
про Щелкунчика.
Но они мне очень
понравились. Особенно дядя Альберт, он
у вас вместо Дроссельмейера. Вот если
бы родители так любили своих детей и
были внимательны к ним, как дядя Альберт.
Вот если бы учителя в школе рассказывали
так просто, понятно и интересно свои
скучные науки.
Семья
у Мэри получилась у вас не очень любящей,
хоть и очень богатой: папа ругается и
кричит на детей, строго разговаривает
с мамой, даже просит дядю Альберта не
приходить к ним больше и не забивать
детям голову своими сказками. Мама –
красавица, но ей некогда заниматься с
детьми, она поет перед важными людьми.
Хорошо, что в конце фильма они все-таки
исправились и поняли, что Мэри и Максу
нужна их любовь, забота и внимание.
Все
крысы в вашем фильме похожи на немцев
во время войны. И хорошо, что мыши из
сказки превратились у вас в крыс. Они –
злые, живут в темных подвалах, очень не
любят свет и музыку. Мышки в сказках
часто помогают героям, а вот крысы –
всегда мешают и пугают, например, Шушара
в «Золотом ключике» или полчище крыс в
сказке С.Лагерлёф «Приключения Нильса
с дикими гусями». Кстати, там главная
крыса очень похожа на Гитлера, вы не
находите?
Ваш
король крыс совсем не похож на Гитлера.
И это хорошо! Король вырос в ужасных
условиях, окруженный только злобными
крысами. Но он – очень талантлив: он
начитан, отлично поет, хорошо танцует,
делает фотографии, плохо только, что на
них плачущие дети. Мне понравилось, что
он чистый и аккуратный, не то, что его
мамочка. В нем погиб настоящий художник.
А жаль!
Мэри
– самая лучшая в вашем фильме. Она –
очень добрая, внимательная, упорная,
смелая и нежная девочка. Ей было трудно
– никто не верил в ее фантазии, никто
не хотел ее слушать. Даже ее младший
брат Макс. Этот мальчик плохо ведет себя
в фильме как и в книге: то он поджигает
ангела Мэри, то ломает Щелкунчика, то
бросает все ради поездки на крысобайке.
При этом он плакса, трусишка, врунишка!
И
даже Щелкунчик ведет себя не всегда
красиво: покрикивает на Мэри, устраивает
подушечный взрыв. Правда, когда он снова
превращается в Принца, он оказывается
смелым и добрым. И очень романтичным,
как Джек в «Титанике». Может так и было
задумано: в разных мирах он разный герой?
«Ты
на кого-то похож, только я не пойму на
кого.»
И
правда. Некоторые герои мне показались
очень похожими на известных мне
персонажей. Щелкунчик больше похож на
нашего Буратино, чем на Наполеона.
Снежная фея с месяцем похожа на крестную
из старой «Золушки» или на Царевну-лебедь
из сказки А.С.Пушкина. Король крыс похож
на художника Энди Уорхола, мне мама
показала его, очень похож. Дядя Альберт
прямо вылитый великий ученый Эйнштейн.
Похожи
не только люди, но и сам мир. Э.Т.Гофман
жил в Кенигсберге, а вы свою сказку
перенесли в Вену – главный культурный
город Европы. И поэтому там играет
знаменитый венский симфонический
оркестр, родители идут на знаменитый
венский балл, люди на улице пьют кофе в
знаменитых венских кафе. И хотя сказка
эта рождественская, события в мире
Щелкунчика происходят весной. Потому
что немцы вошли в Вену 12 марта?
А
некоторые предметы в этих двух мирах
похожи на что-то из нашего мира. На
чердаке есть зеркало, через которое
можно проходить в другой мир, как в
фильме «Королевство кривых зеркал».
Лестница до неба похожа на ту, что
вырастает из волшебных бобов в английской
сказке, герои туда тоже очень долго
поднимаются, а сверху им все видно. У
Короля крыс есть акула в большом аквариуме
как у Дэниэла Хёрста (я так удивилась,
когда узнала об этом). На главной площади
города кучи игрушек как кучи книг и
фабрики дыма как концлагеря во времена
фашистов.
«А
насчет этого у меня есть теория!»
Все
в вашем кино можно объяснить, только я
не все пока еще знаю как.
Самая
простая непростая теория объясняется
в песенке дяди Альберта – теория
относительности. Я все поняла! Все
относительно; человек решает все сам;
то, что кажется недосягаемым, может
оказаться совсем рядом; если ты в это
веришь, это становится реальностью.
Отличная теория!
Мне
кажется, в вашем фильме есть еще один
теоретик, это Король крыс. В его песнях
тоже много правильных мыслей: «Люди так
сглупили, мир свой сами взяли и сгубили.»
«Вы не позитивны, вы не перспективны.»
Самая
спрятанная теория, это, наверное, теория
сновидений доктора Фрейда. Как мне
сказали, доктор считал, что сновидения
– это исполнившиеся желания. Поэтому
его показывают в самом начале? С одной
стороны у него Настоящая Жизнь, а с
другой стороны – Жизнь во Сне. Они очень
похожи, почти близняшки, но Жизнь во Сне
ярче, красивее, ближе к нему.
«Этот
голимый музон достал.»
А
меня совсем даже нет. Разве может надоесть
музыка П.И.Чайковского. Хорошо, что я
учусь в музыкальной школе и узнала в
конце вашего фильма еще главную тему
из его «Первого фортепьянного концерта».
Мне это очень понравилось. Первый раз
слышу, чтобы на балетную музыку пели!
Это показалось мне интересно и красиво,
и очень подходит по сюжету. И поют тоже
отлично! Особенно дядя Альберт и Король
Крыс. И поют они со смыслом, а не просто
так.
«Надо
действовать – у меня есть план.»
К
сожалению, у главного героя есть только
желание – вернуть себе свой красивый
город. А план есть у Крысиного короля –
план «крысификации» - превращения всех
в крыс: жить без света, без игрушек, без
улыбок, без радости, без любви. Поэтому
с ним так трудно бороться. Он злой,
коварный, но умный – и это опасно. Наши
добрые герои – смелые, решительные, но
не очень подготовленные к битве.
Я
посмотрела ваш фильм уже два раза, и еще
отрывки из него. Но у меня все еще остались
вопросы, на которые я не могу найти
ответы:
-
Зачем фрау Эва пила ром? Разве в таком
хорошем доме могут работать пьяницы?
-
Почему платье у мамы, когда они
разговаривают в папином кабинете с
дядей Альбертом, какое-то большое, даже
с левого плеча съехало? А в последнем
кадре у мамы помятый воротник на кофточке?
А у папы такие странные штанишки на
резиночке!
-
Почему у Мэри в конце фильма платье
оказалось порвано так, чтобы оно съехало
с правого плеча? (почти как у мамы, только
с другой стороны) Это зачем-то было
нужно?
-
Почему в мире Щелкунчика оказались все,
кроме папы Мэри? Или я его там не увидела?
Он ведь ее тоже любил.
-
Почему у Щелкунчика не было родителей?
Кто ему помогал управлять его городом?
Где его армия?
-
Почему дядя Альберт подарил детям старый
домик, который не ремонтировали 30 лет?
И даже пыль там не протер?
Я
надеюсь, у Вас найдется пара минут, чтобы
ответить мне на эти вопросы?
Трудно
писать так много, хотя у меня еще есть
мысли. Мне понравились все актеры,
особенно Элли Феннинг. Она такая милая!
И
фильм мне понравился, очень понравился.
Это не просто сказка, посмотрел – и
забыл. Это фильм-загадка, фильм-пазл,
фильм-секрет, фильм-энциклопедия.
Это
как одеяло пэчвокр: все кусочки разные,
яркие, а вместе получается теплая,
красивая, полезная вещь.
Это
как огромная вселенная, нужен очень
сильный телескоп, чтобы увидеть самые
маленькие ее части.
Это
почти как «Ирония судьбы» для взрослых:
буду смотреть каждое Рождество и
открывать все новые и новые грани вашего
алмазного фильма.
Спасибо
Вам большое за вашу любовь к детям, за
ваши умные мысли, за ваши труды! Мы
смотрели его с мамой и бабушкой и я очень
этому рада. Нам понравился конец фильма:
в сказке Мэри остается в волшебной
стране, потому что не захотела возвращаться
к родителям, которые ее не любили. А у
вас все отлично! «Волшебство
случится, если в мире есть ЛЮБОВЬ.»
Вот
такое большое письмо получилось. Надеюсь,
не заняла у Вас много времени,
Эля.
P.S.
Письмо печатала мама, но рассуждали мы
вместе.
|