Как
часто в сегодняшней нашей жизни мы
используем «все это было бы смешно,
когда бы ни было так грустно». Говорим
ли мы о модернизации образования, о
повышении заработной платы учителей,
о новых стандартах и первых результатах
его внедрения, о новом законе «Об
образовании», вообще о ситуации в
образовании. Недавно отмечался юбилей
А.Райкина. Заново просматриваю театральную
миниатюру «О воспитании детей» и вдруг
ловлю себя на мысли – а ведь и правда
не смешно. Тем более что проблемы, о
которых говорил Аркадий Исаакович в
далеких теперь уже 70-х практически не
изменились.
«Как
избежать влияния улицы, если вокруг
сплошные улицы?»
То,
что раньше было признаком дурного тона
– ругательства, нецензурные выражения,
грубость, пошлость, то, что считалось
нормой улицы, причем в самом ее худшем
проявлении – подворотни, теперь
обыденность. Программы и фильмы на
телевидении точно передают смысл и
интонации, формы и их разнообразие в
языке улиц. Теперь родители разговаривают
с детьми на таком языке, взрослые на
улице активно используют этот новый
русский язык, даже президент обещает
«вынуть из пищевода».
А
потом… дети в школе часто не понимают,
за что им делают замечания. Считают себя
«униженными и оскорбленными», и как
следствие – по правилам подворотни –
бьют ножом в спину.
«А
может их драть? Нас-то драли и ничего –
целое поколение выросло»
Вот
их и дерут. Дома. Родные родители. Причем
так, что потом в школе приходится
оформлять документы на освидетельствование
и передавать участковому и прочим
ответственным инстанциям. А новое
поколение уже растет, принимая побои
как очередную новую норму. Бьют везде
– на экране телевизора, в компьютерных
играх, дома, значит – такова жизнь.
А
потом ... дети бьют одноклассников за
«чё так смотришь», за «не дал списать»,
за «просто так». Поднимают руку на
учителей за «нечестную оценку», за
«звонок родителям» и тоже за «просто
так».
«Главное,
человека родить. А дойти он должен сам
до всего. Вот я – пить, курить, говорить
начал одновременно»
Много
таких родителей стало. Они сами росли
в лихие 90-е. Когда старые нормы ломались
быстрее, чем появлялись новые. А новые
менялись так быстро, что не успевали
быть усвоенными. Тогда их родители
бывали дома редко, зарабатывали,
крутились, пробовали, приноравливались
в новых экономических условиях рыночной,
а точнее базарной, экономики. Времени
на детей катастрофически не хватало.
А
потом … дети не принимают их как носителей
поведенческой и образовательной нормы,
потому как нормы-то той нет. В школе
бесполезно стало говорить, что «о курении
будет сообщено родителям». Ответ прост:
«Мама знает.»
«Как
же нам с ними бороться, с нашим светлым
будущим?»
Откуда
у них спиртные напитки и сигареты,
которые по закону не должны им продавать?
Почему они после 10 часов бывают на
дискотеках и барах? Как выдаются лицензии
на образовательную деятельность
организациям, не имеющим к этому никакого
отношения? В отчетности, борьба с
противоправными действиями и содействие
исполнению законов ведется на «хорошо»
и «отлично», но только в первые месяцы
после их введения. Дальше – по накатанной:
законов много, за всеми не уследишь.
А
потом … дети рассказывают на уроке МХК,
как они с родителями «каждый новый год
гонят самогонку и идут потом на елку».
И не понимают, почему учитель в шоке от
таких простых вещей. Не понимают, когда
их вызывают к социальному педагогу для
разговора по поводу «фальшивых купюр
в школьной столовой».
«Любое
воспитание – это насилие. Человек должен
расти на свободе!»
Только
вот свободы опять ощущается дефицит.
Приняла школьная общественность решение
о 5-дневке, а городским органам управления
это не выгодно: показатели портятся,
программы для бухгалтерии исправлять
надо, и переводят они школу принудительно
на 6-дневку, чтобы «как все». Спланировали
дети с классным руководителем свою
работу на месяц/четверть, а им – приказ
из города/области: «Провести мероприятия
на тему – какую требуется - и отчитаться
в положенные сроки».
А
потом … дети понимают: у кого власть, у
того сила. Вот они и устанавливают свои
порядки, чтобы быть этой силой. И свободу
воспринимает только как «реализацию
вертикали власти» - чем ты выше в иерархии,
тем сильнее.
«Может
быть, есть и другие методы воспитания.
Но для этого нужны другие и люди, и время,
и деньги..»
Да
только, где же их взять – и тех, и других,
и третьих. Говорят о привлечении
преподавателей из ВУЗов, а их категории
и аттестации в школьном отделе кадров
«не катят». Пишут из областного
министерства о «более 500 тысяч рублей
для вашей школы на улучшение МТБ в 2011
году», а вот уже ноябрь месяц и ни копейки.
В государственных органах говорят об
интенсификации инновационных процессов,
а в областную программу информатизации
вносят норматив скорости интернета –
128Кб/сек.
А
потом … дети выбирают клубы и бары,
потому что там «все круто». Идут на
репетиторство к тем же учителям домой,
потому что возможности домашнего
интернета и домашнего компьютера
значительно превосходят школьные, да
и электронные учебники и виртуальные
лаборатории по всем предметам под Линукс
так и не созданы.
«Удивляюсь
я вам – мужчинам. Вот так - кто свиснет,
кто брякнет, кто шмякнет, вместе получается
воспитание. А может лучше всего – родная
мама!»
Обратили
внимание, чем выше начальство в системе
образования, тем меньше там женщин,
которые собственно и работают в этой
системе? И закон «Об образовании» пишут
мужчины. Может поэтому многие статьи
имеют очень расплывчатые формулировки
– мужчины видят в целом. А женщины будут
думать в деталях на местах – как
обеспечить выполнение закона, привлекая
общественность и другие заинтересованные
организации.
А
потом … дети четко знают, что школь
только ДОЛЖНА, а они с родителями ИМЕЮТ
ПРАВО. В том числе и на судебные иски по
поводу «мозолей от физкультуры».
«А
я вот спрошу вас: с кем быть ребетенку-то?»
Оказались
наши дети заложниками «системы мер»,
«системы воспитания», «системы методов
и приемов», «системы государственного
регулирования». Просто СИСТЕМЫ. А в ней
нет места ни душе, ни сердцу, ни любви,
ни пониманию. Только ДОЛГ, ОБЯЗАННОСТЬ,
ЗАКОННЫЕ МЕРЫ.
А
может, действительно, родные мама и папа
должны взять полную ответственность
за своего ребенка:
-
научить его вести себя в обществе,
слушать и понимать, обсуждать и размышлять,
адекватно реагировать на различные
ситуации в жизни,
-
дать ему опыт внимательного и вдумчивого
чтения, корректного поведения в
конфликтных ситуациях, здорового образа
жизни.
Может
нам всем пора вспомнить, что родители
и школа – это помощники друг другу, а
потому и требования у них должны по
большинству вопросов совпадать:
-
нам нужны грамотные, образованные люди,
умеющие мыслить и генерировать новые
идеи,
-
нам нужны здоровые поколения продолжателей
наших дел, умеющие работать не только
головой, но и руками,
-
нам нужны люди с открытой душой, с
трепетным сердцем, с теплыми руками.
Может
и школе пора призадуматься, что мир
вокруг изменился уже так серьезно, что
все прежнее – хорошее, добротное,
традиционное – уже не может дать те
результаты, которых от нас ждут.
И
посмотреть еще раз старые записи великого
Артиста. И послушать внимательно его
смешные слова. И посмотреть при этом в
его грустные глаза.
|